Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 202 Российская федерация, 620039, г. Екатеринбург, пер. Суворовский, д. 21, тел.: (343) 338-00-38, факс: (343) 338-33-88, эл. адрес: mdou202@eduekb.ru ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол № 1 от «31» августа 2020 г. УТВЕРЖДЕНА_________________ Заведующим МБДОУ детским садом № 202 Стрюковой К.Э Приказ № 149 от «31»августа 2020г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Английский для малышей» Направленность: социально-педагогическая Возрастная группа: 5-7(8) лет Срок реализации: 1 год Программу разработала: Красильникова Ангелина Игоревны Екатеринбург, 2020 1. Раздел 1.1 1.2 1.3 1.4 2. Раздел 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка 3 Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной программы – общеразвивающей программы «Занимательный английский» Содержание дополнительной общеобразовательной программы общеразвивающей программы «Занимательный английский» 4 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – общеразвивающей программы «Занимательный английский» Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – общеразвивающей программы «Занимательный английский» Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы – общеразвивающей программы «Занимательный английский» Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания Список литературы 7 2 5 9 10 12 13 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Программа дополнительной образовательной деятельности «Занимательный английский» (далее по тексту – Программа) разработана в соответствии с законодательными нормативными документами: - Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" - СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26). - Устав МБДОУ детского сада № 202. - Положение об организации платных образовательных услуг. Отличительной особенностью данной программы является принцип поэтапности становления и развития речевого действия, когда более простое предшествует более сложному. На всех уровнях подачи материала осуществляется принцип коммуникативности, то есть все служит достижению определенного результата в общении. Программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана обеспечить усвоение базовых основ английского языка детьми среднего дошкольного возраста. Программа рассчитана на 8 месяцев (октябрь-май). Данная программа предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет в объеме: 32 занятий (32 часов в год), согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Программа реализуется во второй половине дня через групповую форму 1 раз в неделю. Формами организации занятий являются интегрированные занятия на английском языке с использованием различных форм художественноэстетической деятельности: речевые и фонетические разминки, стихотворные примеры, рифмовки, игры, ролевые игры, инсценировки, рисование, конструирование, лепка. 3 1.2 Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной программы – общеразвивающей программы «Занимательный английский» Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим появилась заинтересованность родителей в изучении их детьми английского языка, возник приоритет раннего изучения иностранных языков в детском саду. Этим обусловливается актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте, появляется необходимость в создании программы обучения английскому языку в раннем возрасте. Детский сад является основной базой для развития личности ребенка. Стратегическая цель обучения иностранному языку направлена на формирование у обучающихся черт вторичной языковой личности, которая позволит им участвовать в межкультурном общении и повышать уровень такого общения в процессе занятий. Обучение английскому языку в дошкольном возрасте, в соответствии с Законом об образовании, направлено на формирование личности обучающегося дошкольника, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и начальных умений учиться. Реализация данной программы позволит детям дошкольного возраста овладеть основными коммуникативными навыками, являющимися основой для более углубленного изучения иностранного языка в будущем. Цель Программы: формировать навыки овладения иноязычной речью в рамках тем, предусмотренных данной программой, интерес к изучению иностранного (английского) языка. Задачи Программы: 1) формировать и развивать коммуникативную культуру детей; 2) всестороннее развитие личности ребенка на основе содержания; 3) формировать желание продолжать обучение иностранному языку в школе; 4) развивать различные виды активности детей; 5) приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения; 6) познакомить детей дошкольного возраста со страной изучаемого языка, ее культурой; 7) развивать у детей навык диалогической речи на иностранном языке; 8) развивать у детей навык аудирования (восприятия иностранной речи на слух); 9) формировать логическое мышление (рассказ с использованием картинок по плану) и лингвострановедческие знания посредством получения фоновых знаний, знакомства с именами собственными, пословицами, поговорками в детских песнях, стихах, рассказах. 4 1.2 Содержание дополнительной общеобразовательной программы общеразвивающей программы «Занимательный английский» Содержание Программы направлено на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее - образовательные области): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. Образовательная область Содержание работы с детьми 4-5 лет Элементарные культурные и Социально-коммуникативное развитие. исторические знания: знакомство с традициями англоязычных стран, их праздниками. - знакомство с традиционными национальными сказочными персонажами и сказками англоязычных стран; - традиционные английские игры. Ознакомление с окружающим миром. Времена года, их признаки. Время суток. Места обитания домашних, диких и экзотических животных. Природные явления. Работа с детской зоогеографической картой: знакомство со странами Познавательное развитие 5 Россия, Великобритания, Канада, Канада, США. Формирование элементарных математических представлений. Порядковый и обратный счет в пределах 10. Основные геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция. Логическое развитие. Построение логических цепочек из геометрических фигур, цифр, игры – лото, домино. Элементарные пространственные отношения. Ориентировка в пространстве. Знакомство с основами иностранного языка, приобретение элементарных навыков разговорной речи, накопление базового запаса слов по различным темам. Лексический минимум по темам: - приветствие/прощание; - фразы вежливости; - названия членов семьи; - «Расскажу о себе»: представление о себе. Грамматический минимум: Личные местоимения I, he, shе, we. Притяжательные местоимения my, your, our. Простейшие примеры множественного числа dogs, cats. Построение простейших предложений I like… Прямой порядок слов It`s a cat. It`s green. Тематические рифмовки. Рифмовки-загадки. Скороговорки. Составление диалогов. Подбор рифмы. Коллективное составление Речевое развитие 6 небольших сказок, рассказов. Тема «Animals. Животные»: - рисование цветными карандашами – рыбка, птичка, паучок и т.п. (самостоятельное рисование по образцу). - лепка предметная – мишка, зайчик, лисичка. Тема «Family. Семья»: - рисунок красками «Домик с крылечком зимой»; - рисунок восковыми мелками «Мама, папа, я». Тема «Weather. Погода»: - пластилиновая картина «Дерево зимой»; - творческая работа в мозаичной технике «Радуга». Тема «Toys. Игрушки»: - коллаж «Мои любимые игрушки»; - рисунок восковыми мелками «Мишка». Тема «Food & Drinks. Еда и Напитки»: - аппликация из цветной бумаги и картона «Любимое блюдо». Динамические паузы. Рифмовки-физкультминутки: «Hands up, hands down», «Teddy Bear», «Tall shops», «Angler». Пальчиковые игры-рифмовки: «Good morning\Good Evening», «Tummy Thumb, where are you?» «Friends», «5 little ducks», «2 parrots». Песенки-физкульминутки. Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие 1.4 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы – общеразвивающей программы «Занимательный английский» Основные требования к планируемым результатам освоения программы «Английский для малышей» представляют собой не нормативно 7 закрепленные знания или компетенции, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Главным итогом освоения программы следует считать активное и заинтересованное отношение детей к занятиям, положительное переживание каждым ребенком своего участия в организуемых видах познавательной активности и желание продолжать обучение в школе. Личностные результаты В результате освоения социально-личностной компетенции будет/будут: сформирован интерес к изучению английского языка и иностранной культуры; сформировано желание продолжать изучение английского языка и окружающего мира; продемонстрировано понимание важности учения в жизни человека; усвоены правила вежливости и речевого этикета (поведение за столом во время обеда, вежливое обращение к сверстникам и взрослым); усвоены основы безопасности жизнедеятельности (правила поведения дома и на улице); продемонстрировано умение идентифицировать себя в окружающем мире (Кто я? Что я умею?); развито гуманное отношение к людям и животным; расширен социальный кругозор (Я и окружающий мир); продемонстрирована дифференциация себя и других (Чем я отличаюсь от других? чем отличаются люди друг от друга? чем отличаются предметы друг от друга?); усвоены понятия дружбы, добра, милосердия; сформирован интерес к процессу обучения в школе. Метапредметные результаты В результате освоения учебно-познавательной компетенции будут/ будет: сформированы элементарные познавательные действия для запоминания слов, выражений английского языка, а также кратких диалогов; усвоены отдельные универсальные познавательные действия; усвоен прием подражания правильным формам речевого и неречевого поведения; развито умение организовать свое рабочее место; развито умение действовать по образцу; продемонстрировано умение оценивать поступки и предметы; продемонстрировано умение выполнять игровое задание (следовать инструкциям взрослого, давать ответы или составлять краткие высказывания на английском языке по игровой ситуации общения); 8 продемонстрирован прием сравнения и сопоставления предметов и явлений. Предметные результаты В результате освоения речевой коммуникативной компетенции будут/будет: усвоены слова английского языка для активного употребления (более 30 слов); усвоены слова английского языка для узнавания (около 100 слов); К концу учебного года (май) дети умеют: приветствовать собеседника, познакомиться с ним; говорить где они живут и сколько им лет; вычленять английскую речь в общем речевом потоке; здороваться, прощаться на английском языке; называть предметы и явления природы; произносить некоторые специфические звуки английского языка; понимать инструкцию педагога по выполнению творческих заданий; воспринимать короткие неспециализированные высказывания на слух; Знают: названия членов своей семьи; слова по темам, касающиеся их повседневной жизни; названия частей тела. Дети приобретают следующие социокультурные знания: названия страны, язык которой изучают; знание имен некоторых литературных героев детских произведений; умение воспроизводить небольшие простые изученные произведения детского фольклора (стихи, песни, игры) на английском языке. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график разработан на основе требований и норм СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление от 15.05.2013г № 26), порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам, приказ МОиН РФ от 29.08.2013г № 1008. 9 Учебно-тематический план на 2020/2021 учебный год № Название темы Количество занятий Теория Практика 1. Greetings Приветствие Acquaintance Знакомство Colours Цвета Parts of the body Части тела Commands Команды Numbers Числа Weather Погода Animals Животные Food & Drinks Еда и Напитки Family Семья Toys Игрушки ИТОГО: 2 1 1 2 1 1 3 1 2 3 1 2 3 1 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 2 1 1 2 1 1 3 1 2 32 14 18 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Годовой календарный учебный график на 2020-2012 учебный год Количество возрастных групп 2 Продолжительность учебного года, в 32 недель том числе: 1 полугодие 12 недель 2 полугодие 20 недель График каникул С 31.12.2020 по 10.01.2021 Объем недельной образовательной 30 минут нагрузки Сроки проведения мониторинга Последняя неделя мая 2.3 Формы подведения итогов реализации программы Преобладающей формой текущего и итогового контроля являются игры различной типологии, творческие мини-проекты, поделки, рисунки, инсценировки и спектакли на английском языке. 10 Диагностический инструментарий С целью контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения применяются такие формы, как: - фронтальные и индивидуальные вопросы; - занятия - повторения; - проведение интеллектуальных и дидактических игр. На занятии знания детей оцениваются по следующим критериям: Диалогическая речь Высокий уровень: задает более 2х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения. Средний уровень: задает менее 2х вопросов, вопросы условноправильные, ответы нечеткие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки). Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие смысл и с ошибками). Монологическая речь Высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям, речь корректная, содержит 3 и более фраз. Средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки), 2-3 фразы. Низкий уровень: не дает ответа. Аудирование Высокий уровень: правильно передает содержание сказанного. Средний уровень: с помощью педагога передает содержание сказанного (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки ответы). Низкий уровень: не понимает, о чем шла речь. Лексические навыки Высокий уровень: лексический запас соответствует программным требованиям, называет все лексические единицы по каждой теме, не испытывая при этом затруднений. Средний уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет более 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом затруднения. Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет менее 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения. Фонетические навыки Высокий уровень: произношение звуков соответствует программным требованиям, все звуки произносит четко и правильно, не испытывая при этом затруднений. 11 Средний уровень: произношение звуков частично соответствует программным требованиям, не все звуки, произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения. Низкий уровень: произношение звуков не соответствует программным требованиям, многие звуки произносит неправильно, испытывает при этом серьезные затруднения, отказывается произносить заданные звуки. Грамматические навыки Высокий уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач, справляется с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения, вопросы правильно сформулированы. Средний уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач. Однако требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. Ответы нечеткие, содержащие грамматические ошибки, вопросы условноправильные. Низкий уровень: дети не имеют предусмотренного программой запаса знаний, испытывают затруднения при их использовании. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значительно влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием или не справляются совсем, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или выполняют с серьезными ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания. 2.4 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания Комплексная программа обучения английскому языку детей 4-7 лет: планирование, занятия, игры, творческие мероприятия / авт.-сост. М.Л. Филина. – Издание 3-е, испр. – Волгоград : «Учитель», 2019 г. Учимся говорить по-английски в детском саду / учебнометодическое пособие. – Белгород : «ПОЛИТЕРРА», 2015 г. Элементарный английский «Easy English». Настольная книга для педагога. Средняя группа дошкольного образовательного учреждения / под ред. Н.Д. Епанчинцевой, О.А. Моисеенко. – Белгород : «ПОЛИТЕРРА», 2019 г. Игры, стихи, загадки для изучения английского языка / авт.-сост. К.Н. Боровая – Москва : «Стрекоза», 2018 г. 12 2.5 Список литературы 1. Астафьева М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык. Москва, Мозаика-Синтез, 2007 2. Бахталина Е.Ю. Об интегрированном обучении английскому языку в детском саду // Иностранные языки в школе. -2000.-№6- С.44 3. Витоль А.Б. Нужен ли дошкольникам иностранный язык?// Иностранные языки в школе, - 2002. № 3. - С. 42 5. Земченкова Т.В. Английский для дошкольников. Москва, ВАКО, 2008. 6. Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело: весёлые стихи и загадки; Санкт-петербург,: Литера, 2010 – 62с.; 7. Махина О.Е. Обучение иностранному языку дошкольников: обзор теоретических позиций // Иностранные языки в школе.- 1990.- №1- С. 38 - 42. 8. Мильруд Р.П., Юшина Н.А. Авторская программа «12 шагов к английскому языку». Обнинск, Титул, 2015. 9. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методические рекомендации: В 2 ч. - М.,: Просвещение, 2002-300с. 10. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов – М.: Русский язык, 1989 – 140с. 11. Секрет И.В. Английский для малышей. Москва, Мой мир, 2007. 12. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Москва, Росмэн, 2009. 13