Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 202
Российская федерация, 620039, г. Екатеринбург, пер. Суворовский, д. 21,
тел.: (343) 338-00-38, факс: (343) 338-33-88, эл. адрес: mdou202@eduekb.ru
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «31» августа 2020 г.
УТВЕРЖДЕНА_________________
Заведующим МБДОУ
детским садом № 202 Стрюковой К.Э
Приказ № 149 от «31»августа 2020г.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Английский для малышей»
Направленность: социально-педагогическая
Возрастная группа: 5-7(8) лет
Срок реализации: 1 год
Программу разработала:
Красильникова Ангелина Игоревны
Екатеринбург, 2020
1. Раздел
1.1
1.2
1.3
1.4
2. Раздел
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Комплекс основных характеристик
программы
Пояснительная записка
3
Цели и задачи реализации дополнительной
общеобразовательной программы –
общеразвивающей программы «Занимательный
английский»
Содержание дополнительной
общеобразовательной программы общеразвивающей программы «Занимательный
английский»
4
Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной
программы – общеразвивающей программы
«Занимательный английский»
Комплекс организационно-педагогических
условий
Календарный учебный график
Условия реализации дополнительной
общеобразовательной программы –
общеразвивающей программы «Занимательный
английский»
Формы подведения итогов реализации
дополнительной общеобразовательной
программы – общеразвивающей программы
«Занимательный английский»
Обеспечение методическими материалами и
средствами обучения и воспитания
Список литературы
7
2
5
9
10
12
13
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Программа
дополнительной
образовательной
деятельности
«Занимательный английский» (далее по тексту – Программа) разработана в
соответствии с законодательными нормативными документами:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
- СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
образовательных организациях» (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
- Устав МБДОУ детского сада № 202.
- Положение об организации платных образовательных услуг.
Отличительной особенностью данной программы является принцип
поэтапности становления и развития речевого действия, когда более простое
предшествует более сложному. На всех уровнях подачи материала
осуществляется принцип коммуникативности, то есть все служит
достижению определенного результата в общении.
Программа имеет социально-педагогическую направленность и
призвана обеспечить усвоение базовых основ английского языка детьми
среднего дошкольного возраста.
Программа рассчитана на 8 месяцев (октябрь-май).
Данная программа предусмотрена для детей старшего дошкольного
возраста с 5 до 7 лет в объеме: 32 занятий (32 часов в год), согласно СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций».
Программа реализуется во второй половине дня через групповую
форму 1 раз в неделю.
Формами организации занятий являются интегрированные занятия на
английском языке с использованием различных форм художественноэстетической деятельности: речевые и фонетические разминки, стихотворные
примеры, рифмовки, игры, ролевые игры, инсценировки, рисование,
конструирование, лепка.
3
1.2 Цели и задачи реализации дополнительной
общеобразовательной программы – общеразвивающей программы
«Занимательный английский»
Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в
современном мире. В связи с этим появилась заинтересованность родителей
в изучении их детьми английского языка, возник приоритет раннего изучения
иностранных языков в детском саду. Этим обусловливается актуальность
обучения языкам уже в дошкольном возрасте, появляется необходимость в
создании программы обучения английскому языку в раннем возрасте.
Детский сад является основной базой для развития личности ребенка.
Стратегическая цель обучения иностранному языку направлена на
формирование у обучающихся черт вторичной языковой личности, которая
позволит им участвовать в межкультурном общении и повышать уровень
такого общения в процессе занятий. Обучение английскому языку в
дошкольном возрасте, в соответствии с Законом об образовании, направлено
на формирование личности обучающегося дошкольника, развитие его
индивидуальных способностей, положительной мотивации и начальных
умений учиться.
Реализация данной программы позволит детям дошкольного возраста
овладеть основными коммуникативными навыками, являющимися основой
для более углубленного изучения иностранного языка в будущем.
Цель Программы: формировать навыки овладения иноязычной речью
в рамках тем, предусмотренных данной программой, интерес к изучению
иностранного (английского) языка.
Задачи Программы:
1) формировать и развивать коммуникативную культуру детей;
2) всестороннее развитие личности ребенка на основе содержания;
3) формировать желание продолжать обучение иностранному языку в
школе;
4) развивать различные виды активности детей;
5) приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения;
6) познакомить детей дошкольного возраста со страной изучаемого
языка, ее культурой;
7) развивать у детей навык диалогической речи на иностранном языке;
8) развивать у детей навык аудирования (восприятия иностранной речи
на слух);
9) формировать логическое мышление (рассказ с использованием
картинок по плану) и лингвострановедческие знания посредством получения
фоновых знаний, знакомства с именами собственными, пословицами,
поговорками в детских песнях, стихах, рассказах.
4
1.2 Содержание дополнительной общеобразовательной программы общеразвивающей программы «Занимательный английский»
Содержание Программы направлено на развитие личности, мотивации
и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает
следующие структурные единицы, представляющие определённые
направления развития и образования детей (далее - образовательные
области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие
дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических,
интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в
ходе освоения всех образовательных областей.
Образовательная область
Содержание работы с детьми 4-5
лет
Элементарные
культурные
и
Социально-коммуникативное
развитие.
исторические знания:
знакомство
с
традициями
англоязычных
стран,
их
праздниками.
- знакомство с традиционными
национальными
сказочными
персонажами
и
сказками
англоязычных стран;
- традиционные английские игры.
Ознакомление с окружающим миром.
Времена года, их признаки.
Время суток.
Места обитания домашних,
диких и экзотических животных.
Природные явления.
Работа с детской зоогеографической
картой: знакомство со странами
Познавательное развитие
5
Россия, Великобритания, Канада,
Канада, США.
Формирование
элементарных
математических представлений.
Порядковый и обратный счет в
пределах 10.
Основные геометрические фигуры –
квадрат,
круг,
треугольник,
прямоугольник, овал, трапеция.
Логическое развитие.
Построение логических цепочек из
геометрических фигур, цифр, игры –
лото, домино.
Элементарные пространственные
отношения.
Ориентировка в пространстве.
Знакомство с основами иностранного
языка, приобретение элементарных
навыков
разговорной
речи,
накопление базового запаса слов по
различным темам.
Лексический минимум по темам:
- приветствие/прощание;
- фразы вежливости;
- названия членов семьи;
- «Расскажу о себе»: представление о
себе.
Грамматический минимум:
Личные местоимения I, he, shе, we.
Притяжательные местоимения my,
your, our.
Простейшие
примеры
множественного числа dogs, cats.
Построение
простейших
предложений I like…
Прямой порядок слов It`s a cat. It`s
green.
Тематические рифмовки.
Рифмовки-загадки.
Скороговорки.
Составление диалогов.
Подбор рифмы.
Коллективное
составление
Речевое развитие
6
небольших сказок, рассказов.
Тема «Animals. Животные»:
- рисование цветными карандашами
– рыбка, птичка, паучок и т.п.
(самостоятельное
рисование
по
образцу).
- лепка предметная – мишка, зайчик,
лисичка.
Тема «Family. Семья»:
- рисунок красками «Домик с
крылечком зимой»;
- рисунок восковыми мелками
«Мама, папа, я».
Тема «Weather. Погода»:
- пластилиновая картина «Дерево
зимой»;
- творческая работа в мозаичной
технике «Радуга».
Тема «Toys. Игрушки»:
- коллаж «Мои любимые игрушки»;
- рисунок восковыми мелками
«Мишка».
Тема «Food & Drinks. Еда и
Напитки»:
- аппликация из цветной бумаги и
картона «Любимое блюдо».
Динамические паузы.
Рифмовки-физкультминутки: «Hands
up, hands down», «Teddy Bear», «Tall
shops», «Angler».
Пальчиковые игры-рифмовки: «Good
morning\Good Evening», «Tummy
Thumb, where are you?» «Friends», «5
little ducks», «2 parrots».
Песенки-физкульминутки.
Художественно-эстетическое
развитие
Физическое развитие
1.4 Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной программы – общеразвивающей программы
«Занимательный английский»
Основные требования к планируемым результатам освоения
программы «Английский для малышей» представляют собой не нормативно
7
закрепленные знания или компетенции, а социальные и психологические
характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
Главным итогом освоения программы следует считать активное и
заинтересованное отношение детей к занятиям, положительное переживание
каждым ребенком своего участия в организуемых видах познавательной
активности и желание продолжать обучение в школе.
Личностные результаты
В
результате
освоения
социально-личностной
компетенции
будет/будут:
сформирован
интерес
к
изучению английского языка
и иностранной культуры;
сформировано желание продолжать изучение английского языка
и окружающего мира;
продемонстрировано понимание важности учения
в
жизни человека;
усвоены правила вежливости и речевого этикета (поведение за
столом во время обеда, вежливое обращение к сверстникам и взрослым);
усвоены
основы
безопасности
жизнедеятельности
(правила поведения дома и на улице);
продемонстрировано умение
идентифицировать
себя в
окружающем мире (Кто я? Что я умею?);
развито гуманное отношение к людям и животным;
расширен социальный кругозор (Я и окружающий мир);
продемонстрирована дифференциация себя и других (Чем я
отличаюсь от других? чем отличаются люди друг от друга? чем
отличаются предметы друг от друга?);
усвоены понятия дружбы, добра, милосердия;
сформирован интерес к процессу обучения в школе.
Метапредметные результаты
В результате освоения учебно-познавательной компетенции будут/
будет:
сформированы элементарные
познавательные действия
для запоминания слов, выражений английского языка, а также кратких
диалогов;
усвоены отдельные универсальные познавательные действия;
усвоен
прием
подражания
правильным
формам речевого и неречевого поведения;
развито умение организовать свое рабочее место;
развито умение действовать по образцу;
продемонстрировано умение оценивать поступки и предметы;
продемонстрировано умение выполнять игровое задание
(следовать инструкциям взрослого, давать ответы или составлять краткие
высказывания на английском языке по игровой ситуации общения);
8
продемонстрирован прием сравнения и сопоставления предметов
и явлений.
Предметные результаты
В результате освоения речевой коммуникативной компетенции
будут/будет:
усвоены слова английского языка для активного употребления
(более 30 слов);
усвоены слова английского языка для узнавания (около 100 слов);
К концу учебного года (май) дети умеют:
приветствовать собеседника, познакомиться с ним;
говорить где они живут и сколько им лет;
вычленять английскую речь в общем речевом потоке;
здороваться, прощаться на английском языке;
называть предметы и явления природы;
произносить некоторые специфические звуки английского языка;
понимать инструкцию
педагога по
выполнению
творческих заданий;
воспринимать короткие неспециализированные высказывания на
слух;
Знают:
названия членов своей семьи;
слова по темам, касающиеся их повседневной жизни;
названия частей тела.
Дети приобретают следующие социокультурные знания:
названия страны, язык которой изучают;
знание
имен некоторых литературных
героев
детских
произведений;
умение
воспроизводить небольшие простые
изученные
произведения детского фольклора (стихи, песни, игры) на английском языке.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан на основе требований и
норм СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
образовательных организациях» (Постановление от 15.05.2013г № 26),
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным программам, приказ МОиН РФ от 29.08.2013г № 1008.
9
Учебно-тематический план на 2020/2021 учебный год
№
Название темы
Количество
занятий
Теория
Практика
1.
Greetings
Приветствие
Acquaintance
Знакомство
Colours
Цвета
Parts of the body
Части тела
Commands
Команды
Numbers
Числа
Weather
Погода
Animals
Животные
Food & Drinks
Еда и Напитки
Family
Семья
Toys
Игрушки
ИТОГО:
2
1
1
2
1
1
3
1
2
3
1
2
3
1
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
2
1
1
2
1
1
3
1
2
32
14
18
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Годовой календарный учебный график на 2020-2012 учебный год
Количество возрастных групп
2
Продолжительность учебного года, в
32 недель
том числе:
1 полугодие
12 недель
2 полугодие
20 недель
График каникул
С 31.12.2020 по 10.01.2021
Объем недельной образовательной
30 минут
нагрузки
Сроки проведения мониторинга
Последняя неделя мая
2.3 Формы подведения итогов реализации программы
Преобладающей формой текущего и итогового контроля являются
игры различной типологии, творческие мини-проекты, поделки, рисунки,
инсценировки и спектакли на английском языке.
10
Диагностический инструментарий
С целью контроля знаний учащихся и проверки результативности
обучения применяются такие формы, как:
- фронтальные и индивидуальные вопросы;
- занятия - повторения;
- проведение интеллектуальных и дидактических игр.
На занятии знания детей оцениваются по следующим критериям:
Диалогическая речь
Высокий уровень: задает более 2х вопросов, вопросы правильно
сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие
предложения.
Средний уровень: задает менее 2х вопросов, вопросы условноправильные, ответы нечеткие, условно-правильные (не нарушающие смысла,
но содержащие лексические и грамматические ошибки).
Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные
(нарушающие смысл и с ошибками).
Монологическая речь
Высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных
по различным моделям, речь корректная, содержит 3 и более фраз.
Средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и
грамматические ошибки), 2-3 фразы.
Низкий уровень: не дает ответа.
Аудирование
Высокий уровень: правильно передает содержание сказанного.
Средний уровень: с помощью педагога передает содержание
сказанного (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и
грамматические ошибки ответы).
Низкий уровень: не понимает, о чем шла речь.
Лексические навыки
Высокий уровень: лексический запас соответствует программным
требованиям, называет все лексические единицы по каждой теме, не
испытывая при этом затруднений.
Средний уровень: лексический запас не соответствует программным
требованиям, называет более 60% лексических единиц по каждой теме,
испытывает при этом затруднения.
Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным
требованиям, называет менее 60% лексических единиц по каждой теме,
испытывает при этом серьезные затруднения.
Фонетические навыки
Высокий уровень: произношение звуков соответствует программным
требованиям, все звуки произносит четко и правильно, не испытывая при
этом затруднений.
11
Средний уровень: произношение звуков частично соответствует
программным требованиям, не все звуки, произносит четко и правильно,
испытывая при этом затруднения.
Низкий уровень: произношение звуков не соответствует программным
требованиям, многие звуки произносит неправильно, испытывает при этом
серьезные затруднения, отказывается произносить заданные звуки.
Грамматические навыки
Высокий уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний,
умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач,
справляется с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и
дополнительных (вспомогательных) вопросов. Ответы дает четкие,
используя полные и краткие предложения, вопросы правильно
сформулированы.
Средний уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний,
умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач. Однако
требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. Ответы
нечеткие, содержащие грамматические ошибки, вопросы условноправильные.
Низкий уровень: дети не имеют предусмотренного программой запаса
знаний, испытывают затруднения при их использовании. Помощь педагога и
вспомогательные вопросы не оказывают значительно влияния на ответы,
дети не всегда справляются с заданием или не справляются совсем, часто
отмалчиваются, отказываются выполнять задания или выполняют с
серьезными ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в
суть задания.
2.4 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Комплексная программа обучения английскому языку детей 4-7
лет: планирование, занятия, игры, творческие мероприятия / авт.-сост. М.Л.
Филина. – Издание 3-е, испр. – Волгоград : «Учитель», 2019 г.
Учимся говорить по-английски в детском саду / учебнометодическое пособие. – Белгород : «ПОЛИТЕРРА», 2015 г.
Элементарный английский «Easy English». Настольная книга для
педагога. Средняя группа дошкольного образовательного учреждения / под
ред. Н.Д. Епанчинцевой, О.А. Моисеенко. – Белгород : «ПОЛИТЕРРА»,
2019 г.
Игры, стихи, загадки для изучения английского языка / авт.-сост.
К.Н. Боровая – Москва : «Стрекоза», 2018 г.
12
2.5 Список литературы
1. Астафьева М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык.
Москва, Мозаика-Синтез, 2007
2. Бахталина Е.Ю. Об интегрированном обучении английскому языку в
детском саду // Иностранные языки в школе. -2000.-№6- С.44
3. Витоль А.Б. Нужен ли дошкольникам иностранный язык?//
Иностранные языки в школе, - 2002. № 3. - С. 42
5. Земченкова Т.В. Английский для дошкольников. Москва, ВАКО,
2008.
6. Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело: весёлые стихи и
загадки; Санкт-петербург,: Литера, 2010 – 62с.;
7. Махина О.Е. Обучение иностранному языку дошкольников: обзор
теоретических позиций // Иностранные языки в школе.- 1990.- №1- С. 38 - 42.
8. Мильруд Р.П., Юшина Н.А. Авторская программа «12 шагов к
английскому языку». Обнинск, Титул, 2015.
9. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение
английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методические
рекомендации: В 2 ч. - М.,: Просвещение, 2002-300с.
10. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения
иноязычному общению / Е.И. Пассов – М.: Русский язык, 1989 – 140с.
11. Секрет И.В. Английский для малышей. Москва, Мой мир, 2007.
12. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей.
Москва, Росмэн, 2009.
13