Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 202 Российская федерация, 620039, г. Екатеринбург, пер. Суворовский, д. 21, тел.: (343) 338-00-38, факс: (343) 338-33-88, эл. адрес: mdou202@eduekb.ru УТВЕРЖДЕНА_________________ Заведующим МБДОУ детским садом № 202 Стрюковой К.Э Приказ № 149 от «31»августа 2020г. ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол № 1 от «31» августа 2020 г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «RoboLab» Направленность: техническая Возрастная группа: 6-7(8) лет Срок реализации: 1 год Программу разработала: заведующий МБДОУ детским садом № 202 Срюкова Карина Эдуардовна 1 Екатеринбург, 2020 Оглавление 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2.1. 2.2. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. I. Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Планируемые результаты освоения Программы II. Содержательный раздел Описание образовательной деятельности Формы, методы и приемы обучения воспитанников III. Организационный раздел Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения Календарный учебный график Учебный план Кадровые условия реализации Программы Формы оценки планируемых результатов 2 3 4 4 4 5 7 9 10 10 10 11 11 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка В настоящее время робототехника является одним из передовых направлений научно-технического прогресса. Специалисты, обладающие знаниями в области робототехники, востребованы. И вопрос внедрения робототехники в учебный процесс, начиная с начальной школы, актуален. Программа «Роболаб» - является подготовкой для изучения робототехники в начальной и основной школе. Актуальность программы обусловлена еще и тем, что изучая окружающую обстановку и экспериментируя с вещами, дети познают окружающий мир: они узнают свойства и возможности различных предметов и материалов и понимают, каким образом могут сами влиять на окружающее. Когнитивные (познавательные) навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном и младшем школьном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также абстрактному и логическому мышлению. Программа создана на основе набора Matatalab, который учит основам программирования без применения компьютера и мобильных устройств. Это игровая лаборатория для детей, предназначенная для развития не только логических, но и творческих способностей. Дети наиболее эффективно приобретают необходимые навыки и знания в процессе игровой деятельности, используя основные органы чувств (свои руки, глаза и уши). Во время игры с набором дети используют пространственное воображение, чтобы создавать алгоритмы движения с использованием блоков для программирования. Возможности набора позволяют создавать свои квесты и истории, соревноваться в умении программировать движение робота. Отличительной особенностью набора является отсутствие необходимости использовать компьютер или мобильное устройство для программирования. Программа составляется из блоков с символами на специальном поле, распознаётся с помощью камеры и передаётся на робота, который ее выполняет. 1.2 Цели и задачи реализации Программы Цель программы: формирование когнитивных навыков и развитие логического мышления у детей. Задачи: способствовать развитию основ программирования. развивать логическое мышление детей. создавать благоприятные условия для самостоятельною решения нетиповых задач и проявления индивидуальных особенностей. Программа имеет техническую направленность для развития логического мышления у детей 6- лет в увлекательной игровой форме, уровень – стартовый, категория учащихся обучающиеся 6-7 лет, желающих научиться осно3 вам программирования без применения компьютера. Начальный уровень подготовки не обязателен. Количество обучающихся в группе 7-15 человек. Объем и срок освоения программы - программа рассчитана на год, 32 занятия, один раз в неделю, длительностью 30 минут 1.3 Принципы и подходы к формированию Программы Программа адаптирована к возрастным особенностям детей в возрасте 6-7 лет. Процесс обучения логике построен на реализации дидактических принципов: Принцип систематичности: непрерывность процесса формирования логических представлений, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности воспитанников. Принцип психологической комфортности: создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Принцип вариативности: формирование у детей умения осуществлять собственный выбор, и систематическое предоставление им возможности выбора. Принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой личности. Принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и различными кружками и секциями. Принцип гуманности выражается в воспитании безусловной веры В доброе начало, заложенное в природе каждого ребёнка, отсутствие давления на волю ребёнка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения в непрерывной сфере образования, обеспечивают решение поставленных задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них деятельных способностей. 1.4 Значимые для разработки и реализации Программы Возрастная характеристика детей 6-7 лет К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными.. У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает поло4 жительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»). Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость. К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе. Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.). В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь и т.п. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Развивается связная речь. Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала. 1.5 Планируемые результаты освоения Программы Познавательные Дети научатся: использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; 5 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; Дети получат возможность научиться: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); Коммуникативные Дети научатся: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; Дети получат возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Предметные Дети научится: Пространственные отношения. Определять взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за - перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.). Определять на глаз угол поворота Работа с информацией Составлять конечную последовательность (цепочку) предметов, геометрических фигур и др. по коллективно найденному правилу. Составлять, записывать и выполнять простой алгоритм (план) решения задачи совместно с учителем. Обучающийся получит возможность научиться: Понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); составлять, записывать и выполнять инструкцию простого алгоритма (плана) решения задачи самостоятельно интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). 6 2. Содержательный раздел 2.1 Описание образовательной деятельности Курс опирается на деятельностный подход. Программа курса опирается на принцип: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с этим правилом обучающимся даются задания с постепенным вводом новых условных обозначений. 1. Matata – путешественник (20 ч) Знакомство с роботом Matata, картой путешествий. Блоки движения: Start, End, двигаться вперед, двигаться назад, поворот налево на 90о, поворот направо на 90о, числа – количество действий в алгоритме, предустановленная музыка, преграды при движении, начало цикла, конец цикла, определяющая функция, вызывающая функция. 2. Matata – музыкант (6 ч) Музыкальные блоки для альтового и скрипичного ключа. 3. Matata – художник (5 ч) Блоки углов 4. Подведение итогов обучения (1 ч) Итоговая образовательная ситуация Календарно-тематическое планирование Дата занятия Тема образовательной ситуации 1 неделя Знакомство с роботом Matata. Программные блоги. Запуск 2 неделя «Двигаться вперед». «Поворот направо на 90о» 3 неделя «Двигаться вперед» на два шага. 4 неделя «Двигаться вперед» с поворотом направо на 90о 5 неделя «Поворот налево на 90о» 7 Форма проведения занятия и организация деятельности Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа К-во часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 6 неделя «Двигаться вперед» с поворотом налево на 90о 7-8 неделя «Поворот налево на 90о» и вперед два шага 9 неделя «Двигаться назад». «Двигаться вперед» с поворотом направо на 90о 10 неделя Движение с преградами 11-12 неделя Движение с числовыми блоками в алгоритме 13-15 неделя Движение с предустановленной мелодией в алгоритме 16 неделя Циклический алгоритм движения вперед с поворотом направо на 90о 17 неделя Циклический алгоритм движения вперед с поворотом направо и налево на 90о Циклический алгоритм движения с числовыми блоками 18 неделя 19-20 неделя Функции в алгоритме 21 неделя Составление алгоритма мелодии «Twinkle, Twinkle, Little Star» («Мерцай, мерцай, маленькая звездочка») Составление алгоритма мелодии «Are You Sleeping» («Ты спишь») 22 неделя 23 неделя Составление алгоритма мелодии «Jingle Bells» («Колокольчик») 24 неделя Составление алгоритма мелодии «Painter» («Художник») 25 неделя Составление алгоритма мелодии «Mary Had a Little Lamb» («У Мери 8 Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая 1 час 2 часа 1 час 1 час 2 часа 3 час 1час 1 час 1 час 2час 1час 1час 1 час 1час 1час 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя был маленький ягненок») Составление алгоритма мелодии «Little Red Riding Hood» («Красная Шапочка») Matata рисует квадрат и треугольник работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Matata рисует звездочку Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Matata рисует цветочек Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Matata рисует восьмиконечную звезду Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Matata рисует домик Интеллектуальные игры, групповая практическая работа Итоговая образовательная ситуация 1час 1час 1час 1час 1час 1 час 1 час 2.2 Формы, методы и приемы обучения воспитанников Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. На протяжении всего обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с учащимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития учащихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возрастных особенностей. 9 Методы обучения: словесный, наглядный практический, репродуктивный, игровой, проектный. Метод воспитания: мотивация, поощрение, стимулирование. 3. Организационный раздел 3.1 Описание материально-технического обеспечения Наборы Matatalab Управляющая башня - 1 Панель управления - 1 Робот - 1 Блоки движения - 16 Блоки функций - 4 Циклические блоки - 4 Числовые блоки - 8 Блоки случайного числа - 2 Карта с нанесенной сеткой -1 Красные пластиковые препятствия – 8 Цветные пластиковые флаги - 3 Книга заданий 1-го и 2 - го уровня Ученическая тетрадь Столы -6 шт Стулья -12 шт. Стеллаж для хранения наборов Matatalab 3.2. Календарный учебный график Продолжительность заняти, дети 6-7 лет Периодичность в неделю Кол-во часов в год Кол-во недель 30 минут 1 раз 32 часа 32 3.3Учебный план Наименование раздела Количество часов теория 20 6 5 1 32 Matata – путешественник Matata – музыкант Matata – художник Промежуточная (годовая аттестация) Итого: 10 3.4 Кадровые условия реализации Программы Занятия по дополнительной образовательной программе «RoboLab» проводит педагог дополнительного образования. Требования к педагогу дополнительного образования определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы один педагог, образование высшее, владеющий компьютерными технологиями, Smart – доской. 3.5 Формы оценки планируемых результатов Итоговая аттестация проводится в виде решения проектной задачи, состоящей из набора заданий (лабиринт, музыкальная игра и рисунок). Результаты итоговой аттестации воспитанников определяют: Насколько достигнуты прогнозируемые результаты курса каждым обучающимся (способность анализировать, способность планировать, способность рассуждать); Уровень самостоятельной деятельности обучающегося в течение всех годов обучения. 11