Программа дополнительного образования «ИЗО-студия для малышей» Направленность: художественная Уровень программы: ознакомительный Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 4-6 лет Программу составил педагог дополнительного образования Горбунова Надежда Ивановна МОСКВА 2016 год Пояснительная записка Рисование является одним из важнейших средств познания мира и эстетического воспитания ребенка, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им произведению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Занятия по рисованию формируют и развивают ребёнка всесторонне, используемые методы: − позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; − дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; − формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; − способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Мнение современных учёных таково: работа пальцев способствует развитию речи. В рисунке повествовать значительно проще; рисуя, ребёнок отражает знания о мире, осознаёт себя в нём. Предварительно нарисовав событие, ребёнку легче рассказать о нём. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» - писал Ушинский. А если эта картина создана руками и воображением самого ребёнка!!! Рисование становится незаменимой и своевременной помощью при решении речевых задач. Это ещё и огромный источник радости! Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Есть утверждение, что нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Цели и задачи обучения: Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования. Задачи: − Вызвать интерес детей к изобразительной деятельности. − Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. − Вызывать положительный эмоциональный отклик, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. − Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада). Методическое обеспечение. Нетрадиционные техники (приложение №1): Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ватными палочками. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Монотипия пейзажная. Организация занятий в объединении допобразования «Изо-студия для малышей». Два занятия в неделю по 20 – 30 минут. Материалы к занятиям: – акварельные краски, гуашь; – восковые и масляные мелки, свеча; – ватные палочки; – коктейльные трубочки; – матерчатые салфетки; – стаканы для воды; – подставки под кисти; – кисти разного размера; – бумага для рисования. Ожидаемый результат работы объединения дополнительного образования: В результате работы дети овладевают умениями изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. У детей развивается эстетическое восприятие, художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности. Продукты деятельности в объединении «ИЗО студия для малышей» представляются на ежемесячных выставках детских работ для родителей, на тематических выставках в ДОУ. Работы детей участвуют в районных, окружных, городских… выставках и конкурсах в течение учебного года. Учебно-тематический план № п/п Название раздела, темы 1. Тычок жесткой полусухой кистью Количество часов Формы аттестации / контроля Всего Теория Практика 11 Знакомство понятиями «Тычок», «Жесткая кисть» ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности Анализ, рефлексия. 2. Оттиск смятой бумагой 2 Как смять бумагу в плотный комочек ребенок обмакивает смятую бумагу в краску и наносит изображение на бумагу Анализ, рефлексия. 3. Рисование пальчиками 2 Правила техники безоп-ти ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. Анализ, рефлексия. 4. Восковые мелки и акварель 5. Свеча и акварель 6. 7. Монотипия предметная. Кляксография 3 ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист Знакомство с Анализ, акварелью в один или несколько цветов. понятиями рефлексия. Рисунок мелками остается незакрашенным. 3 Знакомство с закрашивает лист акварелью в один или Анализ, понятиями несколько цветов. Рисунок свечой остается рефлексия. ребенок рисует свечой на бумаге. Затем белым. 2 3 Знакомство с понятиями ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка Анализ, рефлексия. Знакомство с понятиями, правилами т/б ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом бумаги и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Анализ, рефлексия. 3 Правила техники безопасности Отпечатки листьев 2 Знакомство с разных цветов, затем прикладывает его Анализ, понятиями окрашенной стороной к бумаге для рефлексия. 10. Монотипия пейзажная 2 Знакомство с понятиями 11. Рисование ватными дисками, палочками 6 Знакомство с понятиями, правилами т/б 12. Традиционны е техники рисования 17 Ребенок овладевает всеми традиционными методами рисования, Знакомство с Анализ, умеет пользоваться разными кистями, понятиями рефлексия. знает цветовую гамму, умеет смешивать краски. 8. Набрызг 9. ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой. Анализ, рефлексия. ребенок покрывает лист дерева красками получения отпечатка ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Ребенок приклеивает ватный диск и наносит на него краски в соответствии с задуманным рисунком, ватными палочками изображают точки, горошки Анализ, рефлексия. Анализ, рефлексия. Тематическое планирование № занятия Содержание работы Занятие 1 «Разноцветная палитра»/«Теплые и холодные тона» - знакомство с цветами красок, с различными техниками и материалами изобразительной деятельности. Занятие 2 «Красивые листочки» - освоение художественной техники печатания (гуашь) Занятие 3 «Осенний лес» Краски осени, техника рисования – отпечаток Печатание мятой бумагой или листьями. Занятие 4 «Дары осени» - овощи, фрукты, проработка формы, фона (простой карандаш, акварель) Занятие 5 «Осень на опушке...» - рассматривание репродукций, понятие о линии горизонта, использование метода «тычка» (гуашь) Занятие 6 «Осенний натюрморт» - создание композиции (творческая работа детей с использованием разных техник и материалов изобразительной деятельности) Занятие 7 «Осенняя берёзка» - рисование методом «тычка» с использованием восковой свечи (восковая свеча, акварель, гуашь) Занятие 8 «Птицы» - Перелетные птицы. Конструктивное рисование птиц из петли (карандаши) Занятие 9 «Лебедь на озере» Перелетные птицы. Передний план – задний план. (гуашь) Занятие 10 «Деревья в нашем парке» - техника печатания листьями (гуашь) Занятие 11 «Букет цветов в вазе на столе» Натюрморт (гуашь) Занятие 12 «Дует сильный ветер» - рисование деревьев (восковые мелки, акварельные карандаши) Занятие 13 «Корзина с фруктами на столе» Натюрморт. Рисование с натуры (гуашь) Занятие 14 «Петух» Разноцветные линии. гуашь Занятие 15 «Цветы для мамы». Рисование ватными дисками. Подарок на день матери Занятие 16 «Подсолнух» Рисование разными способами (обводка, примакивания, штамповка) гуашь. Занятие 17 «Ветка рябины» - с натуры рисование пальчиками (гуашь) Занятие 18 «Кошка на подушке» Наши любимые животные. Рисование сухой кистью, тычками Занятие 19 «Бабочка». Техника рисования – Монотипия на бумаге Занятие 20 «Фарфоровый чайник» Рисование натюрморта, свобода в выборе формы и украшения чайника. Занятие 21 «Дерево зимой» - знакомство с новым способом изображения дерева раздуванием краски (гуашь или тушь, трубочка для коктейля) Занятие 22 «Портрет Деда Мороза» - закреплять умение рисовать портрет (гуашь) Занятие 23 «Новогодняя нарядная ёлочка» Рисование дерева пирамидальной формы, украшение на любой вкус. Развитие фантазии в выборе украшений. (гуашь) Занятие 24 Герои любимых мультфильмов. На выбор педагога (Чебурашка, смешарики идр.) Занятие 25 «Моя любимая снежинка» - декоративное рисование (тарелочки и подносы чёрного цвета, гуашь белая) Занятие 26 «Животные, которых я придумал сам» - кляксография: знакомая форма-новый образ (чёрная и цветная тушь, фломастеры) Занятие 27 «Зимний лес» - рисование елей разными способами:«тычком», «печатанием листьями комнатных растений» (гуашь, акварель) Занятие 28 «Снегирь/синица на ветке» - (гуашь) Занятие 29 «Семья снеговиков» - проработка формы (гуашь, акварель) Занятия 30 «Аквариум» Развиваем фантазию. Разные рыбки. Рисование ровных контурных линий Занятия 31 «Лыжник» / «Хоккеист» Зимние виды спорта. Рисование человека в полный рост в движении. (гуашь) Занятия 32 «Пингвины на льдине» Холодные цвета: синий, голубой, белый. (гуашь). Занятия 33 Народные промыслы. «Городецкая роспись» Расположение бутонов и розанов на доске, умение передать форму городецкой птицы. Бумага в виде разделочной доски, тонированная охрой, гуашь. Занятие 34 «Лошадь скачет, бежит…» Животное в движении. (гуашь) Занятие 35 «Перо Жар-птицы» - закрепление приема штриховки и тушевки, проработка формы, цветные карандаши) Занятие 36 «Жар-птица» - создание композиции. Развитие творчества детей (цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски) Занятие 37 «Военная техника» (танк/самолет/корабль) Рисование к Дню защитника Отечества (гуашь, карандаши) Занятие 38 «Папин (дедушкин) портрет в рамке» - рисование портрета и оформление рамки (простой карандаш, акварель, гуашь) Занятие 39 Морские пейзажи «Синий кит» Умение передавать пейзаж в перспективе (передний план – задний план). Изображение объекта наполовину погруженного в воду (выглядывает только спина и хвост) Занятие 40 Зоопарк. «Жираф» Рисование животного с характерными признаками (шея, ноги, окраска…) гуашь. Занятие 41 «Портрет мамы». Рисование портрета по памяти. (предварительное задание: рассмотреть маму, прическа, глаза….) Передача характерных особенностей мамы (форма лица, длина и цвет волос, глаза, одежда) Занятие 42 «Красивые цветы» - знакомство с художественной техникой «ниткографиямонотипия» (тушь разного цвета, шерстяная нить) Занятие 43 «Моя любимая игрушка» - творческая работа детей по замыслу (выбор изобразительного средства по желанию ребенка) Занятие 44 «Ранняя весна» - пейзажная монотипия (акварельные краски, мелованная бумага) Занятие 45 «Птичий двор для цыплят» Птицы. Расположение композиции: забор и кусты на заднем плане, цыплята на переднем, прорисовывание мелких деталей. (гуашь, кисти белка и щетина) Занятие 46 «Ночной пейзаж с домиком» (Акварель, гуашь) Занятие 47 Рисование по представлению: лодки, кораблики на воде (Акварель, гуашь) Занятие 48 «Обитатели водного царства» (рыбы, дельфины, киты) (акварель, карандаш) Занятие 49 «Скворец у скворечника» Весна идет! Дерево с молодыми листочками, скворечник и скворец. Подбор цвета и рисование тонкими линиями. Свобода в выборе расположения объектов Рисование к Дню птиц. Пейзаж. (гуашь) Занятие 50 «Космос»/«Полет космического корабля к другим планетам» разные изобразительные средства Занятие 51 «Лиса и колобок»/»Царевна-лягушка»/ «Ослик Иа» и др. Любимые сказочные герои на выбор Рисование персонажей сказок, передача тонких линий, умение передать характер. Занятие 52 «Букет сирени в вазе» - проработка рисования вазы разной формы двумя руками, отработка сочетания цвета в рисунке (простой карандаш, гуашь) Занятие 53 Изображение гор (Акварель, гуашь) Занятие 54 «Расцвела черемуха» - рисование с использованием ватных палочек (гуашь, акварельные краски) Занятие 55 «Пушистые одуванчики» - освоение техники «набрызг», рисование по трафарету(гуашь) Занятие 56 «Весенняя полянка: цветы и бабочки» творческое рисование разными изобразительными средствами Занятие 57 Резервное занятие: свободная тема Занятие 58 Резервное занятие: свободная тема Методическая работа Планирование работы Составление рабочей программы Формирование списков групп Ведение табеля и журнала Выступления на родительских собраниях в группах дошкольного структурного подразделения Работа с родителями по заключению договоров Размещение объявлений о работе объединения дополнительного образования Открытые занятия для родителей и педагогов Мастер-класс для педагогов Выступление на педсовете Предполагаемый результат Выставки работ для родителей Тематические выставки учреждения Участие в конкурсах, фестивалях Открытые занятия, мастер-классы для родителей и педагогов Используемая литература: 1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с. 2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с. 3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с. 5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с. 6. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с. 7. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с. 8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с. 9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с 10. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2002. 11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: МИПКРО, 2003. 12. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 57 лет. – Москва, 2001. 13. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с. 14. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.